Пещера Кап-Кутан в ТуркменииПещера Кап-Кутан - система карстовых пещер в известняках, расположенная на западном склоне хребта Кугитангтау в Туркмении, в буферной зоне Кугитангского заповедника.

Протяжённость галерей Кап-Кутан составляет более 57 км, перепад высот - 310 м.

Естественный вход находится в 7 км северо-восточнее посёлка Карлюк Кёйтендагского этрапа, на высоте 720 м.

Ближняя часть пещеры Кап-Кутан с галереей шириной 25-30 м, высотой до 25 м и красивыми залами известна с давних времён и использовалась как загон для скота.

Пещера Кап-Кутан богато декорирована известковыми натёками, гипсовыми «люстрами» и колоннами всевозможных форм и оттенков.

В 1970-х годах для добычи мраморного оникса в ней была пробита штольня. Другой штольней была вскрыта пещ., Промежуточная, которую впоследствии удалось соединить с пещерой Кап-Кутан.

План пещеры Кап-Кутан

Содержимое пещеры Кап-Кутан

Хотя Кап-Кутан является самой длинной на Кугитанге пещерой (до 35 км), ориентироваться в нем не очень трудно: кольцевых ходов мало, основные проходы хорошо натоптаны и идут по просматриваемым галереям, главная из которых ориентирована почти по меридиану. Есть питьевая вода хорошего качества.

Узкий и пыльный естественный вход в верхней части борта каньона, далее расширяющаяся длинная наклонная галерея ведет на север (не уходите влево - вниз) в большой зал, где велась добыча оникса. В этот же зал выходит с запада штольня (закрыта на замок, ключ у егерей и у геологов).

Дальше на север крутой спуск вниз, там удобное место для лагеря, справа ход к водокапу Фонтан. Дальше галерея продолжается в том же направлении. Вдоль правой стены дойти до завала, перегораживающего галерею, влезть наверх (на запад или северо-запад).

Сюрреалистические произрастания в северо-западном районе Кап-Кутана

От конца подъема на северо-запад в 20-ти метрах под левой стенкой три характерных отверстия метра по два в диаметре ведут в вертикальную щель и далее через узкий лабиринт Красноярская Система на нижний уровень, и, в принципе, в пещ., Промежуточная.

Спуск с завала на северо-восток, отсюда на север - продолжение главной галереи, на восток - подъем на другой завал и проходы в небольшой красивый Готический зал и большой зал Жемчужина (севернее).

Зал Жемчужина в пещере Кап-Кутан

Дальше по главной галерее (здесь она метров по 20 в ширину и в высоту) на север, чуть к западу. Через несколько сот метров посереди галереи начинают попадаться провалы метров 10-15 диаметром. На восток и северо-восток проходы в довольно сложную систему и зал Египетский.

Не доходя до провалов уйти влево, под стеной внизу появляется галерея в том же северо-северо-западном направлении. По ней до завала и дальше по левой стороне.

После небольшого тупичка слева поворот на северо-восток (не уклоняйтесь на восток; по левой стенке есть тупик), дальше развилка:

• на север - ход в зал Двух Колодцев (из которого, в принципе, можно выбраться в район Верхних Этажей);
  • на запад - зал Медуза с соответствующими характерными натеками.

Из него на север низкий ход в очень красивый Тронный зал Кап-Кутан и дальше на северо-запад и север - красивый Музыкальный зал (лужи на полу). Обратно по пикетам.

От входа в Красноярскую Систему (другое название - Лабиринт Сучьи Дети): вниз по щели (сыплются камни), дальше через лабиринт по имеющимся там пикетам. От выхода из лабиринта по правой стене - зал Завывальный в пещере Кап-Кутан (на самом деле он Зазавальный), по левой - большая галерея с натоптанной дорогой на юго-запад, затем на юго-восток. По ней идти по правой стенке (ответвление направо и назад - ход Кузькина мать, в конце сифон). Через приличное расстояние потолок понижается и слева появляется пластиковая трубка, под ногами мокро.

Галерея Макаронная речка в пещере Кап-Кутан

Впереди - Макаронная Речка в пещере Кап-Кутан (очень много тонких сталактитов), трубка идет дальше - это водопровод им. В. Мальцева в неприятную сложную систему.

Подвал, соединяющуюся с пещерой Промежуточная. Обратно вдоль трубки до водокапа, впереди на правой стенке натек в виде осьминога и вход (на запад) в красивую галерею Страна Сказок.

Натек Осьминог в пещере Кап-Кутан

За ней налево следы лагеря и выход обратно на дорогу к "Красноярке", а по правой стене можно выйти в очень большой зал Надежда в пещере Кап-Кутан, кончающийся монументальной дырой. Дальше вдоль периметра зала и вверх - очень красивый зал Снежной королевы. Отсюда безопаснее вернуться той же дорогой, но можно рискнуть идти дальше по правой стенке (есть несколько тупиковых ходов) до выхода на дорогу к Красноярской Системе.